Картина «Гонец». На холсте художник пишет историю настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую с усердием изучал будущий великий живописец.
В те времена на славянских землях не было согласия — то набеги варяг, то внутренние стычки. И вот, узнав о предстоящем набеге, спешит гонец на тот берег реки с тревожным сообщением: «восстал род на род». На полотне детально передана архитектура, верования и вся атмосфера той эпохи.
На холме стоит древнерусский городище, частокол вокруг него обвешен черепами коней — стародавний обычай для защиты от несчастий. Картина ночная, безмолвная, два человека в лодке так же тихи и задумчивы: на их веку сбывается христианское пророчество о войнах, остается лишь покорно следовать намеченному пути. Яркий серп луны выглядывает из-за пригорка и освещает округу. Люди тех веков — настороженные фигуры, меч при бедре. Они скользят в ботике, выдолбленном из дерева. На картине точные археографические детали нанизаны на нить самой подлинной жизни.
Интересно, что эта картина была дипломной работой Николая Рериха. Она привлекал к себе внимание и П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи.