Полотно «Игроки в кости» написано итальянским живописцем Джузеппе Мария Креспи в конце XVII века. Сюжет закручен вокруг одной из древнейших игр — в кости. Героями повествования стали бедно одетые люди, убогость которых подчеркнута прорехами в одежде и весьма печальным интерьером.
Использование автором произведения холодных серых красок добавило грустных и сырых нот к сцене. К игрокам можно испытывать лишь жалость, упуская возможность пожурить их за такое времяпрепровождения. Ведь еще неизвестно, на деньги играют мужчины или на интерес. Примечательна одежда игроков — обычная для самого Креспи и такая экзотическая для современника. Обратите внимание на многослойность костюмов и смешные спущенные чулки. Головы мужчин покрывают странные головные уборы, сооруженные из грязной льняной ткани. Обувь у героев стоптана, одеяния зияют дырами, из которых пробивается белизна нательного белья.
Несмотря на бедность, игроки гладко выбриты. Кожа их лиц воспалена и обветрена, образуя розовую коросту на щеках. Руки, видно, не знают покоя. Они натружены, пальцы мясистые, ладони широкие. Игра в кости — единственное развлечение для бедняка после тяжелого дня. Это отдушина и шанс получить заряд хорошего настроения. Белые кости перекатываются по столу со стуком, открываются перед игроманами, сулят удачу, мнимый успех или растрату. Быть может, от падения кубиков зависит завтрашний день мужчин. Что они будут есть, пить, где спать. В этом тоже есть некий азарт.
Креспи написал грустное полотно, несмотря на то, что идея затрагивает веселые моменты их жизни. Обстановка помещения сонливо-печальная и в силу красок, подобранных в унисон с нищетой и убогостью персонажей, и в силу вечернего времени суток. Даже пятно красного сюртука одного из игроков не делает палитру радостней. Приглушенный вечерний свет еще проникает в окно, давая возможность мужчинам разыграть еще один ход.