Коллаж стал самым значительным вкладом Эрнста в формирование эстетики дадаизма. В своих коллажах Эрнст манипулировал узнаваемыми образами, трансформируя их в странные, порою казавшиеся зрителю лишенными смысла, композиции.
Впоследствии художник писал о том, что толчком к созданию коллажей послужил для него каталог учебных пособий, иллюстрированный самыми различными моделями. Они превращались в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение».
Эрнст считал, что самым важным в коллаже является «искра вдохновения», позволяющая художнику трансформировать отдельные элементы, объединяя их в определенной последовательности и сочетаниях. Создавая коллажи, Эрнст стремился к тому, чтобы на них не было видно никаких стыков между фрагментами.
Этого он добивался, закрашивая «швы» между элементами коллажа, либо репродуцируя готовую работу в виде фотографии или гравюры. Коллаж «Гидрометрическая демонстрация убийства с помощью высоких температур», 1920 составлен из иллюстраций к научно-популярным пособиям. По духу ему очень близок коллаж «Избиение младенцев», 1920 . Смерть и разрушение — вот основные темы этих работ. Вряд ли они могли быть иными — ведь Первая мировая война, столь сильно повлиявшая на мировоззрение художника, закончилась всего два года назад. К технике коллажа Эрнст вновь обратился в конце 1920-х годов, создавая свои знаменитые «романы-коллажи» и большие самостоятельные работы — такие, например, как «Лоплоп представляет», 1931.