Изумрудное ожерелье — Виктор Борисов-Мусатов

Изумрудное ожерелье   Виктор Борисов Мусатов

В картине создан образ большой цветовой звучности и декоративной красоты. Изображены молодые женщины в зеленой роще. Сам художник назвал «Ожерелье» «языческой картиной». Ее героини подобны весенней, полной сил природе, цветам, поворачивающим головки к солнцу. Картина вдохновлена образом майской природы, поры цветения трав. «… Поздняя весна, — говорил Борисов-Мусатов, — заполняет весь мой рассудок выпуклыми яркими образами реализма». Пронизывающее картину сенсуалистское начало отличает «Изумрудное ожерелье» от других произведений художника. Природа и человек оказываются слитыми в этом общем дыхании.

«Изумрудное ожерелье» в полной мере уже может восприниматься как монументальный фриз, способный органично вписаться в архитектуру и связаться с нею. Первые этюды к картине делались в местечке Черемшаны под Хвалынском, где Мусатовы проводили лето. Их дом стоял в саду, окруженном дубами. Художника привлекла узорчатость дубовых листьев. Как вспоминал Станюкович, «Виктор Эльпидифорович упорно работал в это время над гирляндами к своему «Изумрудному ожерелью», стоявшему в его мастерской, переделанной из сарая. Каждый день он отправлялся в дубовые заросли, раскинувшиеся неподалеку, и, притаившись в зелени, выверял свои наблюдения над игрою света в листьях».

Но пленэрные задачи, которые мастер решал в этюдах фигур, синтезированы в картине. Цвет уплотнился, он покрывает большие поверхности, обобщает формы, делается откровенно декоративным. Причем никогда колористическая гамма художника не была столь интенсивна. Действительно, оттенки изумруда доминируют в пейзажном фоне. Здесь, как и в «Водоеме», нет горизонта, но если там все же отражалось пространство в поверхности воды, то в «Изумрудном ожерелье» зеленая лужайка с одуванчиками, орнаментально окаймленная дубовыми листьями,- именно фон, а не пространственная среда, фон, параллельный фигурам и плоскости холста. А шесть женских фигур, при кажущейся статике поз некоторых из них, все же движутся слева направо.

Впервые у Борисова-Мусатова появляется многофигурность, персонажи представлены в движении. Вся картина пронизывается единым волнообразным ритмом. Подчиняясь ему, укладываются в соответствующий узор листья дубов и головки белых одуванчиков на траве, располагаются фигуры на плоскости холста, движутся руки и головы женщин. Здесь тоже, как и в «Прогулке при закате», есть пауза, отделяющая две левые фигуры от группы справа. Но дистанция преодолевается центральной фигурой в охристом платье, поворотом головы и жестом руки с веером приглашающей двух девушек проследовать вслед за ней и ее подругами. Полоса одуванчиков на зеленом фоне и клонящиеся вправо дубовые ветви тоже создают связь между левыми и правыми фигурами. Процессия, словно струящаяся мелодия, плавно движется, и сложно разработанные, переливающиеся, внутренне подвижные оттенки цвета еще больше усиливают музыкальность образа.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)