Борис Михайлович Кустодиев — художник редкого безграничного таланта, которому, в первую очередь, было присуще особое чувство и восприятие родной природы. Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы. Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов.
На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создает свое художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.
В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы». Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины. На переднем плане живописной работы представлены лошади, взволнованные грозной стихией, надвигающегося ненастья и сильной грозы. Гонимые резкими порывами ветра встревожены животные, чуть поодаль показаны застигнутые бурей люди. Перед нами вырисовываются женщины, чьи подолы платьев развиваются под действием сильного ветра.
Женщины прикрывают руками головы, чтобы ветер не сорвал повязанные сверху платки. Не на шутку разыгралась непогода в картине Кустодиева «Лошади во время грозы». В небе сверкает яркая, освещающая на миг единый все вокруг точно днем. Розовое, холодновато-желтое свечение окаймляет «молниеносный» заряд грозовой энергии. Розово-золотое сияние распространяется словно вспышка в разные стороны резкими выбросами плотной, сконцентрированной энергии стихии.
Пышные кроны деревьев гнутся под накатывающими и усиливающимися ежесекундно порывами ветра. Вот-вот беспросветным потоком хлынет ливень. Кое-где уже просматриваются размытые дождем участки природы, стушеванные, резко размытые силуэты деревьев, неба, земной поверхности. Между тем сквозь подобную размытость проступают где-то далеко вдали виднеющиеся грани чистого спокойного безмятежного мира. Подобные нюансы изображения только подчеркивают резкий контраст между стихией и спокойствием в мире природы.
В целом, для картины характерны резкие светотеневые отношения, то есть контрастное изображение. Подобная манера письма усиливает, обостряет, делает более заметными границы между миром покоя и тишины и миром «бури и натиска». А сама картина приобретает большую выразительность и эффект художественного воздействия. Прием контраста преобразует картину, делая ее не только более выразительной, но и подчеркивая сам центральный образ изображаемого. Именно во время грозы происходят сложные изменения в поведении света и тени, они начинают странным образом взаимодействовать. Именно данные особенности и хотел воплотить с помощью приема резкого контраста Б. М. Кустодиев. Художник выбрал для себя не простую задачу и справился с ней талантливо и легко.