Работа «Менины. По Веласкесу» — это своеобразная вариация на общеизвестный милый сюжет, вариация очень смелая и крайне оригинальная. Но сначала вернемся к первоисточнику…
Вспоминая самую знаменитую картину Диего Веласкеса «Менины» или как ее еще называют «Семья Филиппа IV», перед глазами встает аккуратная красивая девочка — инфанта Маргарита, в окружении свиты. Также на ум приходит и революционное новшество в портретном жанре — королевская чета изображена на полотне через отражение в зеркале. «Менины» Веласкеса — это такая семейная пастораль августейших особ.
Ничего подобного в картине Пикассо нет. На сегодняшний день существует множество расшифровок тех или иных специалистов от искусства, стремящихся объяснить картину Пикассо, великого новатора и большого оригинала. Правда состоит в том, что единого мнения, о смысле написанного нет, а все остальное — это споры и рассуждения.
Над картиной автор работал более 4 месяцев и создал целую серию вариантов этого сюжета, экспериментируя и преобразуя известный сюжет. На полотне можно разглядеть почти всех героев с картины Веласкеса — Маргариту, придворных фрейлин, карликов, гофмаршала двора и даже пса. Пикассо намеренно противопоставил реалистичную манеру оригинала своей стилистике пластических символов.
Картина Пикассо — это трансформация пространства путем преобразования элементов в геометрические фигуры, которые создают уже иную реальность.
Исследователи утверждают, что каждый образ в картине Пикассо был рассмотрен с двух прямо противоположных сторон — сторон добра и зла. Так, например, два персонажа в правом нижнем углу картины, которые на первый взгляд кажутся незаконченными, — это собака и мальчик Николасито. С одной стороны, они могут символизировать агрессию и злобу, а с другой стороны, в собаке можно рассмотреть белое невинное существо, а в мальчике — детство и непосредственность.
Картина Пикассо «Менины» — это непросто сложная, философская и спорная работа со множеством символических значений, но и яркий пример того, как может преобразовать известную работу мастер, чье мышление и видение лишено барьеров, а фантазия подчинена только безграничной творческой свободе. Пикассо сумел создать абсолютно новую реальность, раскрывать тайну которой он целиком и полностью доверил зрителям.