Композиция «Натюрморт с баклажанами» основана на совмещении разных планов. Матисс отказывается от перспективы и раскладывает на холсте локальные цветовые пятна. В этом смысле он повторяет художественные искания Сезанна, результатом которых были известные натюрморты последнего, в частности, «Натюрморт с Амуром». Кроме того, многочисленность планов, по мнению некоторых исследователей, напоминает сложную композицию известной картины Диего Веласкеса «Менины» .
Тщательно продуманное размещение объектов — дверь, окно, занавеска, зеркало, стол — создает сложное впечатление глубины и, одновременно, плоскостности композиционного пространства. Ввиду отсутствия перспективы функции создания глубины пространства были возложены Матиссом исключительно на цвет, а точнее на цветовые контрасты.
Традиционно натюрморты считаются реалистическими картинами, поскольку представляют вполне реальные, если не сказать, обыденные предметы. Однако в случае с «баклажанами» Матисс доказывает, что «могут быть варианты». Он предлагает свой, чисто декоративный, взгляд на жанр натюрморта.
Все горизонтальные части полотна находятся на одном уровне. Даже открытое окно создает впечатление обычного декоративного элемента. И только два предмета — кувшин и статуэтка на столе — нарушают эту плоскостную целостность.