Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа — его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей — теплые, человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что и других фигур.
Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку.
Для Босха образ Христа — олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
Картина считается поздним произведением Босха. Сцена, изображенная крупным планом, помогает добиться эффекта безжалостной злобы, искривляющей лица людей. Но безмятежен лик Христа, склонившегося под тяжестью ноши, причем его образ, запечатленный на фоне полотна ткани святой Вероники, смотрит прямо на зрителя. Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса. В этой работе Босх применяет эффектный прием особого стиля маньеризма, который станет затем модным в Антверпене.
К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается — уже на новом творческом уровне — к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Обличительная направленность картины «Несение креста» оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т. п. Скотская сущность налицо». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.