Логика пути Борисова-Мусатова диктовала его неизбежное обращение к монументальному искусству. Его все более усиливающийся «декоративизм», его музыкальность, его приверженность к плоскости — все это должно было рано или поздно реализоваться в настенных росписях.
Это понимали наиболее прозорливые современники. «Этому чуткому декоративисту, — писал А. Бену а, — следовало бы предоставить стены для росписи; лишь тогда мог бы он развернуть все свое понимание красок». Но проявить себя в этой области Борисов-Мусатов не у спел, хотя в последний год жизни ему была предоставлена возможность поработать и в этой области. В 1904 году он получил заказ на четыре росписи для частного московского особняка.
Тема росписей была обозначена как «Времена года». Художник создал акварельные эскизы фресок — эти эскизы относятся к числу лучших его работ. Их основной принцип соотносится со словами, сказанными самим художником: «Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи. Во фресках этот лейтмотив — бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия». Работе предшествовали краткие описания замысла, напоминающие стихотворения в прозе. Мы представляем вниманию читателя два из четырех эскизов Борисова-Мусатова -«Осенний вечер» и «Сон божества», 1905 .