«Пейзаж с павлинами» написан Полем Гогеном уже на исходе девятнадцатого столетия в период расцвета его творчества. Увидеть полотно и в целом оценить особенности живописной манеры Поля Гогена можно в настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Как и многие работы художника этого времени «Пейзаж с павлинами» отличается незаурядностью колорита, композиционной многослойностью, нагромождениями цветовых пятен и изобразительных планов.
«Пейзаж с павлинами» отличается красивым и необычным сочетанием красок и форм. Вертикальная плоскость картины предельно заполнена и служит отражением яркой непохожей ни на что действительности, настолько она неординарна и экзотична.
В самом рисунке, казалось бы, нет ничего необычного. Однако подчеркнутая декоративность изображения, изобилие сложных оттенков, форм и силуэтов, переходящих из одного состояния в другое, точно колеблемые радужные волны или огненные всполохи.
Изображение павлинов на переднем плане полотна не сразу и заметно на общем фоне броского разноцветия. Пейзаж изобилует яркими красками, резкими контрастными переходами, дребезжащими и блуждающими линиями силуэтов.
Здесь слабо чувствуется объем и перспективное изображение, законы классической живописи не действуют, уступая место новым художественно-изобразительным средствам искусства постимпрессионизма.
Созданный Полем Гогеном «Пейзаж с павлинами» выступает как пространство сна, территория грез или полуреальности. Утрированная насыщенность цветов, деформирование и иное выстраивание форм и линий. Все это погружает нас в состояние измененного сознания, измененных чувств и непривычных ощущений. Мы становимся чуть ближе к видению и пониманию этого мира самим художником.
Пейзаж точно бушует яркими красками и формами, напоминающими растекшуюся лаву. В пейзаже не встретишь обыденных шаблонных решений. И уж точно это полотно нельзя назвать скучным и неинтересным. Напротив, здесь многое, если не все наполнено воздухом новой жизни, незнакомых эмоций и переживаний. Оттенки красного, расположенные равномерно в пространстве холста, выразительно подчеркивают и выстраивают вертикаль полотна.
Пышная растительность темно-зеленых и нередко почти черных оттенков перекликается с павлинами и черными камнями на переднем плане. Подобным образом уравновешивается и сглаживается присущая полотну разноплановость.
Фигурки людей как бы сливаются и теряются на фоне сознательно раздробленного визуального ряда, сливающегося в единый образ. Пейзаж соединил в себе множество различных художественных решений, пейзаж эклектичен, одни образы соединены с другими, перепутаны и перемешаны точно случайные калейдоскопические изображения.
«Пейзаж с павлинами» воплощает мир, который стал близок Полю Гогену и который подчас предстает не иначе, как мир иллюзорный, нереальный, волшебно-фантастический для того, кто не был к нему причастен, как сам художник.