Неяркие краски черепичных крыш, грязные, потрескавшиеся стены, голые деревья — в творчестве Утрилло именно так выражено его обостренное чувство настороженности по отношению к окружающему миру, его одиночество. Площадь Тертр на удивление пустынна, плоскостность ее архитектуры некоторым образом превращает ее почти в декорации, объемы кажутся, мнимыми, за ними не угадывается пространство.
«Монмартр» переводится как «Холм мучеников», район получил свое название в честь святого Дионисия Ареопагита, первого епископа Парижа. По преданию, именно здесь он принял мученическую смерть. В XVIII веке Монмартр был просто маленькой деревушкой. В XIX веке это красивое место открыли для себя художники и поэты. По крутым склонам Монмартра невозможно было проехать на колесных экипажах, поэтому подниматься на холм приходилось пешком, по аллеям или узким улочкам, многие из которых представляли собой гигантские лестницы.
С вершины Монмартра Париж виден как на ладони. Монмартр стал родиной грустного художника Мориса Утрилло, чья жизнь и чье творчество неотделимы от Парижа. Наш знаменитый «мирискусник» Александр Бенуа однажды написал: «Когда случится забрести в какое-то провинциальное захолустье или в один из тех кварталов Парижа, которые более провинциальны, нежели самая глухая подлинная провинция, то невольно станешь смотреть на окружающее «через Утрилло», и все это жалкое, унылое придется принять в душу, в нем найдешь и красоту, и поэзию. Это благо, это обогащение» .