Гроза 1812 года всколыхнула патриотические чувства русских людей. Кипренский, подобно всем, в военные годы переживал душевный подъем, близко к сердцу принимая перипетии военных действий. 31 марта 1814 года в его альбоме для набросков появляется торжествующий возглас: «Париж взят!»
В этот период художник практически не прикасался к кисти, его основным художественным инструментом стал карандаш. Его знакомые, друзья, приятели, облачившись в военную форму, один за другим уходили на войну. Среди них были К. Батюшков, В. Жуковский, ближайший товарищ А. Томилов, многие другие.
Кипренский создал потрясающую серию рисованных портретов защитников Отечества — на них молодые люди, еще вчера предававшиеся беззаботным забавам, смотрятся в мгновенье ока повзрослевшими людьми, готовыми без раздумий отдать свои жизни за свободу родной страны. Серьезные взгляды, достойные позы, строгая форма — все это работает на создание торжественного образа. В качестве примера подобных рисунков приводим «Портрет А. Р. Томилова в форме военного ополченца» и «Портрет М. П. Ланского», 1813 .