Портрет cкульптора Торвальдсена — Орест Кипренский

Портрет cкульптора Торвальдсена — Орест Кипренский

Портрет cкульптора Торвальдсена   Орест Кипренский

Торвальдсен — один из величайших скульпторов, род. в Копенгагене 19ноября 1770 г. Отец его, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его, в 1787 г., в ученики копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 г. мал. золотой, а в 1793 г. большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях. В 1796 г. отправился в Италию.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, от которого Торвальдсен впервые научился также любить и ценить античное искусство. Работы молодого Т. на родине не только выказывали его подающим блестящие надежды учеником, но и самостоятельным художником, хотя в настоящем смысле слова Т. «нашел себя», как художника, лишь в Италии, где с восхищением погрузился в богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля. Следует сказать, что в России Торвальдсен был достаточно хорошо известен уже во второй период своего творчества, а именно, в 15-е — 20-е гг. Х1Х века.

Было это во многом благодаря заказам русской знати — А. Дидрихштейн, Е. А. Остерман-Толстой, М. А. Нарышкиной, Н. Н. Демидова, М. Ф. Барятинской и др. Известность Торвальдсена возросла в начале 20-х гг., когда скульптор выполнил бюст русского царя Александра I с натуры, и вскоре к нему в качестве пенсионера Российской Академии художеств был официально прикреплен скульптор Б. И. Орловский. А чуть раньше другой русский скульптор, С. И. Гальберг, сам избрал себе в учителя датского мастера.

Популярности Торвальдсена в России во многом способствовали связи с такими художниками как О. Кипренский, С. Щедрин, К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Бруни. В 20-е — 30-е гг. — Торвальдсен — громкое имя, несомненный авторитет в русских художественных кругах. В 1824 году он избирается почетным вольным общником Российской Академии художеств. Таким образом, самые продуктивные, самые насыщенные годы в творчестве датского скульптора — от середины второго до середины третьего периода — это одновременно и годы расцвета его славы в России.