Портрет девушки в красном уборе — Ян Вермеер

Портрет девушки в красном уборе — Ян Вермеер

Портрет девушки в красном уборе   Ян Вермеер

Картина нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского «Портрет девушки в красном уборе». Размер портрета 23,5 х 18 см, дерево, масло.

Эта небольшая картина позволяет оценить мастерство художника в изображении взаимодействия цвета и света. Фигура женщины в несколько экзотическом одеянии и экстравагантной шляпе расположена очень близко к зрителю. Она опирается правой рукой на спинку стула, украшенного волютами и резными львиными головами.

Пространство ограничивает гобелен за спиной героини. Богатство красок — роскошный синий цвет накидки, пламенеющий красный шляпы, зеленоватые и розовые тона лица, подчеркнутые белизной воротника и жемчужных серег — делают эту картину уникальной среди наследия Вермеера.

Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Плотная и гладкая поверхность дерева не впитывает краску, как холст, и поверхность картины получается более блестящей. Возможно, Вермеер решил использовать дерево как основу дабы передать эффект освещенности. Но лицо портретируемой написано в традиционной манере. В картине голландского художника доминирует освещенный край шляпы, и интенсивность света столь велика, что край головного убора кажется прозрачным. Фиолетовые тона нижней поверхности шляпы, которая находится в тени, гармонируют с синей накидкой.

Освещена только левая щека девушки, тень на лице подчеркнута зеленоватой лессировкой, но, как отражение яркого цвета головной убора, красно-оранжевые блики на щеках. Наиболее выразительная часть лица девушки — глаза — остаются в тени, что порождает флер таинственности, призванной заинтриговать зрителя. Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом.

Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Световые акценты — шляпа, блики света на лице, ярко-белый воротник блузки, жемчужные серьги, складки одежды — очень четко выделяются на темном фоне. Лицо молодой женщины — удлиненное, напоминающее скорее лицо юноши — не встречается на других полотнах Вермеера. Девушка повернулась к зрителю, ее рот приоткрыт, как будто она собиралась что-то сказать, но медлит.