Анри Руссо отчетливо выделяется среди плеяды художников-модернистов XX столетия. Это французский живописец-самоучка. Желание рисовать окончательно оформилось у него только к 1880 г., а до того времени Руссо служил на таможне и мало интересовался живописью. Руссо сразу обратился к жанру примитивизма, его пейзажи, полные наивной непосредственности, виды пригородов Парижа, жанровые сцены, портреты и автопортреты отличаются условностью общего решения и вместе с тем буквальной точностью деталей. Полотнам Руссо присущи также яркий и пестрый колорит, плоскостные формы изображения.
Примитивизм, в жанре которого работал Руссо, всегда развивался на основе городского фольклора, основанного на творчестве самоучек. «Самоходный» стиль письма, не подкрепляемый специальными знаниями, а движимый одним художественным чутьем, отличается особой искренностью и наивной простотой.
Анри Руссо, работавший на французской таможне, запечатлевал как раз то, что составляло основу его обыденной среды общения с присущими этому миру ценностями. Несколько мрачноватые портреты, быт городского среднего класса выписывались им с несколько приторной педантичностью, манера рисования диктовалась своеобразными художественными мечтами художника.
Впервые работы Руссо были выставлены в 1911 г. в мюнхенской галерее Танхаузера, организованной редакцией художественного альманаха «Синий всадник». Считалось, что Руссо в целом тяготеет к экспрессионизму, приверженцами которого и были члены альманаха.
В 1886 г. работы Руссо выставились в парижском «Салоне независимых», где традиционно принимались работы отвергнутых официальной живописью авторов. Руссо многими воспринимался иронично, однако художник не обращал внимания на насмешки. Его простая и трогательная манера письма, названная впоследствии примитивизмом, нашла своих почитателей, и в следующем «Салоне независимых» были выставлены уже 9 работ художника. Интересно, что сам Гоген относился с большим вниманием к творчеству живописца-самоучки. Время показало, что творчество примитивистов, безусловно, нашло собственный самобытный язык, который по-своему раскрывал внутренний мир человека.
«Портрет Джозефа Бруммера» является ярким свидетельством того, что профессиональная выучка порой может только мешать художнику при создании его произведений, может отнять у него последний шанс стать знаменитым. Руссо пребывал в полном неведении относительно академического рисунка и импрессионистических эффектов, а потому с большим прилежанием изображал каждый листик, каждую травинку на портрете, расцвечивал яркими красками каждый предмет. В портрете, однако, присутствует такая первозданная сила, такая поэтичность, что нельзя не признать его мастером своего дела.
Творчество Руссо было высоко оценено критиками, оно способствовало признанию художественной ценности примитивизма. Выразительные средства, используемые Руссо, впоследствии применяли художники и многих других направлении.