Героя этого полотна мы больше знаем по карикатурному образу из «Войны и мира» Льва Толстого. В действительности граф не был столь одномерен — тому свидетельство этот портрет.
Художник был вхож в знаменитый салон Ростопчиных, собиравший весь цвет тогдашней Москвы, и не однажды получал от графа бескорыстную поддержку и помощь. «Я тружусь для славы России…» Свою принадлежность к родной стране Кипренский всегда ощущал необыкновенно остро — это, впрочем, характерно для многих русских образованных людей начала XIX века.
Показывая свои картины на зарубежных выставках, художник выступал послом не просто изобразительного искусства, а именно русского изобразительного искусства, которое, по его мнению, давно было достойно занять подобающее ему место среди других национальных живописных школ. Само достаточно критическое отношение к тому, что происходит в России, — особенно это касается 1830-х годов, — ничуть не умаляло его патриотизма; они в Италии, столь им любимой, оставался русским художником.
При этом он не любил кричать на каждом углу об этом: за него должна была говорить та слава русской живописи, преумножению которой Кипренский и посвятил свою жизнь. Лишь однажды с его языка сорвалось признание, вынесенное в заголовок этого раздела, — когда император Николай I не пожелал помочь впавшему в нужду художнику. Это был упрек. Больше себе такого Кипренский не позволял, хотя закат его жизни был очень печален.