НАПИСАННЫЙ в злополучный год, когда все имущество Рембрандта было продано с молотка, этот превосходный портрет — дань раннему портретному стилю 30-х годов; он совершенно закончен, каждая деталь выписана.
При сравнении с «Портретом Яна Сикса» бросаются в глаза сильные стороны двух во многом различных техник; Рембрандт владел обеими мастерски. Катрина Хоогсат — здесь ей около пятидесяти — была женою красильщика. Что, пожалуй, существеннее, она принадлежала к секте меннонитов, среди которых художник имел столь обширные связи, что не будет преувеличением сказать: Рембрандта глубоко интересовало их учение. Не придерживавшиеся столь строгих правил, как обладавшие властью кальвинисты, меннониты по образу жизни и убеждениям напоминали квакеров.
Однако, конечно, не могло быть и речи о том, чтобы Рембрандт, «живущий во грехе» с сожительницей, вступил в эту секту. В силу то ли религиозных убеждений, то ли личных качеств Катрина поражает редкостным спокойствием духа и просветленностью, что нечасто встретишь на лицах более богатых и респектабельных заказчиков Рембрандта.