Тропинин первым из русских художников занялся кропотливым исследованием мира детства. Он создал целую галерею детских образов. Это неудивительно — художник, культивировавший «натуру» в своем творчестве, не мог пройти мимо детской непосредственности и чистоты, в возвращении к которым сентименталисты видели возможность спасения погрязшего в бесплодной взрослости общества.
Детский взгляд на вещи, не искаженный стремлением к неправедному «устройству» собственной жизни, представлялся для них неким эталоном. Вообще, вся философия Просвещения построена на идее «возвращения» — к природе, «детскости», естественности.
Тропинину была близка эта позиция, оттого-то его многочисленные детские портреты столь проникновенны и нежны. Он писал детей с животными, игрушками — кстати, это тот самый князь Оболенский, который впоследствии обнаружил в меняльной лавке потерянный тропининский «Портрет Пушкина»), с музыкальными инструментами ).