Изображение княгини Е. П. Салтыковой может быть названо портретом-картиной. Новые качества большого полотна Брюллова — задушевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния человека. Они неизбежно должны были разрушить условность и декоративность парадного портрета.
Опустив опахало на павлиньих перьев, Салтыкова утомленно опустилась в кресло. Обстановка с тропическими растениями и разостланной на полу леопардовой шкурой вводит в необычный, почти сказочный мир. Феерично сверкает палитра художника, построенная на сочетании цветов — голубого, красного, зеленого. Но сквозь все эффекты экзотического окружения Брюллов пронес мягкую женственность облика княгини, поэтичность ее чувств, преодолев ту светскую отчужденность, которой обычно веет от парадных портретов.
Безукоризненность рисунка, мастерство композиционного решения, блеск фактуры ставят портрет Салтыковой в первый ряд произведений Брюллова. К работе над портретом Салтыковой Брюллов пытался привлечь некоторых своих учеников, но профессиональная взыскательность Заставила его отказаться от принятого решения. — В 7 прислал за мной Брюллов, он хотел Заставить меня начертить перспективу в портрете Салтыковой, — Записал в свой дневник Мокрицкий, — …принялся я наконец чертить перспективу, он видел, что я неловко обращался с линейкой и кистью, сердился и выходил ив себя, наконец вспылил так, что бросил на пол свою палитру и кисти и принялся чертить сам — Из описанного Мокрицким инцидента становится ясным, что к помощи учеников Брюллов прибегал с большой осмотрительностью.