Портрет Л. К. Маковской — Василий Тропинин

Портрет Л. К. Маковской   Василий Тропинин

Маковская Любовь Корниловна — урожденная Молленгауэр, жена Егора Ивановича Маковского, друга Тропинин, одного из создателей рисовального класса, преобразованного позднее в Московское училище живописи и ваяния. Мать художников Константина, Николая, Владимира и Александры Маковских. Когда в 1823 году Тропинин освободился от крепостной зависимости и получил звание академика, он отказался переселиться в Петербург.

Чиновничью лямку он считал не лучше неволи крепостной. Москва же всегда оставалась для него городом родным и горячо любимым. Простой, хлебосольный, многодетный дом Маковских был хорошо известен культурной Москве. Егор Иванович, глава семьи, зарабатывал на жизнь чиновничьей службой. Но в истории он остался как один из основателей Художественного класса, который позднее превратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Настоящей его страстью было искусство. Да и вся семья Маковских не была обижена талантами. Три сына и дочь Егора Ивановича стали художниками.

Константин и Владимир достигли настоящей славы. Их мать, Любовь Корниловна, была одной из первых красавиц Москвы. Она обладала прекрасным сопрано, выступала в концертах, давала уроки. Когда открылась консерватория, Николай Рубинштейн пригласил ее в качестве учительницы пения. Именно такой — изящной, эффектной — увидел ее Карл Брюллов: сохранился рисунок к неоконченному портрету. Работа Тропинина исполнена тоже в середине 1830-х годов. Но Тропинин показал Любовь Корниловну совсем иначе. Эот тип портретного изображения, который постепенно сформировался у Тропинина, получил впоследствии название «портрет в халате и туфлях».

Писался этот портрет, скорее всего, по просьбе Егора Ивановича, желавшего видеть жену такой, какой она была дома. Гладко причесанные волосы, домашняя одежда, открытость лица — как ярко выразился в этом портрете собственный женский идеал художника.

Теперь художник выступает во всей зрелости таланта, во всем обаянии живописного мастерства. Портрет хочется рассматривать долго, наблюдая тонкие переходы цвета, замечая, с каким артистизмом написаны складки пеньюара, легкая ткань кружевного шарфика, узоры кружевного воротничка. И все время ощущаешь особую теплоту образа, созданного почти сто семьдесят лет назад.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)