Картина художника Сандро Боттичелли «Портрет молодого человека». Размер работы 37,5 x 28,2 см, дерево, темпера. Портрет написан спустя восемь-десять лет после «Портрета мужчины с медалью Козимо Медичи». На место энергичного волевого образа, созданного художником ранее, приходит изображение юноши, погруженного в глубину внутреннего мира.
Переживания юноши потаенны, и трактовка художником образа портретируемого соответствует этой духовной выразительности. Интенсивность скрытых движений души проступает на этом мечтательном лице в сосредоточенности взгляда и асимметрии мягкой линии рта.
В эпоху Ренессанса четко отделяли от жизни деятельной жизнь созерцательную. Первая посвящена деяниям, направленным на общее благо, вторая тесно связана с внутренним миром индивидуума, с развитием духовных возможностей личности. Вплоть до середины XV века предпочтение оказывалось портретному типу человека, который отдает все силы разума и воли гражданскому или военному служению.
Даже на меморативное изображение выдающихся мыслителей и поэтов накладывал свою печать деятельный, героизированный идеал. Но постепенно под безусловным влиянием идей неоплатонизма «центр тяжести» в трактовке портрета перемещается в сторону созерцательной жизни. Представление о противоборстве разных начал в душе и об устремлении ее ввысь, к источнику абсолютной красоты, вносит новые грани в портретный образ.