В собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранятся портреты основателя города. Один из лучших представлен Вашему вниманию. В 1703 г. Петр Великий приказал построить пушечнолитейный завод в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Он получил название Петровского.
Благодаря заводу явилась Петровская слобода, в 1777 году преобразованная в город Петрозаводск. В искусстве петровского времени особенно важной считается «идея триумфа», прежде всего государства, а затем уже и отдельной личности, которая базируется на осознании величия свершаемых событий и роста могущества обновленной России.
Эта триумфальность пронизывает все виды искусства, находит отражение в создании монументальных архитектурных сооружений с определенным смысловым декором, в великолепных дворцово-парковых ансамблях, парадных портретах Петра I и «птенцов гнезда Петрова», в картинах и гравюрах исторического жанра — в изображении многочисленных «викторий», торжественных шествий, парадов, фейерверков. В произведении шведского мастера Августа Толяндера, много лет жившего и работавшего в Москве, предстает образ молодого царя — основателя российского флота.
Петр I представлен энергичным, обаятельным, элегантным. Одухотворенное лицо, устремленный вдаль взор, цветовые и светотеневые контрасты помогают создать образ романтический, возвышенный. Общеизвестно, что Петр I любил море, сам лично участвовал в постройке боевых кораблей.
На этот исторический факт обращено внимание художника. Детали композиции переносят в 1697 год, когда молодой царь под именем Петра Михайлова обучался корабельному делу в Голландии. Картина не лишена идеализации: автор явно находился под обаянием личности царя-реформатора. Возможно, толчком для написания портрета послужило широко отмечавшееся в 1872 году в России событие — 200-летие со дня рождения Петра Великого.