Глядя на портрет Петра III, созданный Алексеем Петровичем Антроповым, обращаешь внимание на контраст торжественной обстановки с непривлекательным образом императора, незадачливого супруга великой и великолепной Екатерины II.
В 1762 году Святейший Синод решил украсить свою парадную залу портретом недавно взошедшего на престол императора Петра III. Написать портрет пригласили Федора Рокотова, но его работа не понравилась государю. Затем портрет Петра III рисует художник Алексей Антропов, служивший в Синоде.
Картину, выполненную Антроповым, государь одобрил. Ему хотелось видеть себя великим правителем и полководцем и, как ему казалось, таковым он себя увидел. Художнику удалось передать торжественную парадную обстановку зала, он показал все царские атрибуты величия и в то же время сохранил подлинный характер личности Петра III, не идеализируя его.
Действительно, на картине мы видим все царские регалии — державу и скипетр, корону и мантию из горностая на кресле. Художник изобразил императора в динамичной позе — левая нога выдвинута вперед, одной рукой он опирается на маршальский жезл, другая — на поясе.
Вместе с тем, изображение Петра III совершенно не вписывается в обстановку парадного зала. Император выглядит неуклюжим, совершенно не мужественным — с узкими плечами и небольшим животиком. Однако, Петру III картина очень понравилась, он счел ее замечательной, а себя похожим.
Как только не высмеивали портрет Петра III критики — они говорили, что государь похож на кузнечика, что живот у него большой, голова маленькая, а рот лягушачий.
Вместе с тем, надо отметить, что живописцы XVIII века не создавали пародий на своих заказчиков, а стремились к точности изображения. Не удивительно, что портрет Петра III высотой почти 2,5 метра был высоко оценен современниками. Более того, вскоре для Сената А. П. Антропову была заказана копия с этого портрета. Именно она и находится в настоящее время в Третьяковской галерее.