Это произведение Ф. С. Рокотова иногда называют первым психологическим портретом в русской живописи. Острота и полнота характеристики, проникновение в духовную суть изображаемого человека, умение не ограничиться передачей внешнего сходства заметно выделяют этот шедевр раннего Рокотова среди портретов того времени. В. И. Майков принадлежал к просвещенной московской дворянской интеллигенции, е которой сблизился молодой художник.
Помощник московского губернатора, барин — эпикуреец, Майков был и способным литератором — его поэмы получили впоследствии высокую оценку Пушкина. Скупыми средствами Рокотов дает убедительную характеристику этого яркого и многогранного человека. Темпераментно и в то же время, мягко вылепленное лицо дышит уверенностью и самодовольством.
Ироническая улыбка трогает румяные губы сибарита и гурмана, проницательный взгляд светится умом. Хотя живописная виртуозность здесь не является самоцелью, нельзя не восхищаться мастерством, с которым Рокотов сумел сгармонизировать дополнительные цвета зеленого кафтана и шитых золотом красных отворотов, использовав объединяющий золотистый тон просвечивающего подмалевка.
В последующие годы характер творчества Рокотова изменился, и портрет Майкова остается его лучшим созданием 1760-х годов. Приобретен Советом Третьяковской галереи у А. А. Майковой в Петербурге в 1907 году.