Рынок рабов с исчезающим бюстом Вальтера — Сальвадор Дали

Рынок рабов с исчезающим бюстом Вальтера   Сальвадор Дали

В этой картине, пожалуй, все является иллюзией, за исключением сидящей за столом Гала. Она по пояс обнажена; голова ее небрежно повязана тюрбаном. Из-под тюрбана выбиваются мелкие локоны. Поза расслабленная и немного усталая. Гала поддерживает голову рукой, локоть опирается на поверхность стола, застеленного красной скатертью. Она сидит вполоборота к зрителю и наблюдает за разворачивающимся перед ней действом.

Декорацией к этой сцене служит характерный для картин Дали пустынный пейзаж с холмами на горизонте. На средний план художник поместил сдвоенную арку. В проеме одной арки виднеется горизонт, другая же во всей красе демонстрирует возможности параноидально-критического метода Дали.

Художник играет со зрителем, жонглируя двойными изображениями. Можно представить себе, что арка не имеет сквозного проема, а является лишь нишей. Такие арки в архитектуре называются слепыми. Задняя стена ее прорезана несколькими отверстиями неправильной формы, сквозь которые виднеется небо. Взгляд с другого ракурса и при другом освещении позволяет увидеть в этой же конструкции сквозную арку, а за ней — склон горы и небо с облаками.

Ваза с фруктами, стоящая на столе, тоже не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Собственно, каждый взгляд, брошенный на это полотно, вызывает желание посмотреть еще раз и проверить себя. Груша и слива лежат в вазе? Или она пуста, а груша — это склон холма вдалеке, а слива — ягодицы человеческой фигуры на среднем плане?

Но апофеоз мистификации — стоящий перед Гала бюст Вольтера. Он с точностью повторяет черты известной работы скульптора Гудона. Но при этом бюст иллюзорен и образован двумя выделяющимися из толпы дамами в старинных фламандских костюмах с пышными воротниками. Моргнув или переместив взгляд, мы увидим на столе лишь пустую подставку.

Сам Дали объяснял эту картину как попытку «поменять местами нормальное с ненормальным». Вольтер для него был аллегорией скептицизма и злой иронии, невольничий рынок олицетворял жестокую суету повседневности, а присутствие Гала заставляло исчезнуть бюст философа вместе со всем, что он олицетворял, и вызволяло художника из рабства тщеты и сарказма.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)