Септимий Север и Каракалла — Жан Батист Грез

Септимий Север и Каракалла — Жан Батист Грез

Септимий Север и Каракалла   Жан Батист Грез

Французский художник Жан Батист Грез в своем творчестве стремился передать эстетические вкусы «века Просвещения». Он писал картины на исторические сюжеты, которые не принесли ему большую славу, как портреты и бытовые композиции.

Но все же исторические картины являются неотъемлемой частью творчества великого художника. Одной из таких картин является «Септимий Север и Каракалла», которую художник представил публике в 1769 году. Картина вызвала бурную реакцию публики, низко оценившую это произведение.

Сюжетом картины являются взаимоотношения отца и сына. Каракалла стремился ускорить смерть своего тяжелобольного отца, чтобы быстрее стать императором и строил планы покушения на его жизнь. Отец осуждает сына за предательство. Септимий Север сидит на императорском ложе, задрапированном серыми шелковыми тканями, и упрекающим жестом указывает на своего сына, стоящего неподалеку. Суровое выражение лица императора говорит о серьезности его обвинений. На столике рядом с ложем лежит меч, к которому уже тянется рука отца.

Тело императора обнажено, и видно его уже не молодое телосложение. Его голова полностью покрыта сединой. Каракалла, потупив взгляд, стоит, отвернувшись от отца. Он одет в доспехи, с накинутым на плечи воинским плащом палудаментумом.

Возле изголовья императорской ложи шепчутся подданные Септимия Севера, обсуждая происходящее. Картина «Септимий Север и Каракалла» передает напряженность и трагичность этого исторического момента. Отец никогда не сможет простить сына за его злодеяния. Несмотря на критику современников Греза по отношению к данному произведению, оно остается значимой работой художника, написанной реалистично в традициях академической живописи.