Снятие с креста — Питер Рубенс

Снятие с креста — Питер Рубенс

Снятие с креста   Питер Рубенс

Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы. К тому же периоду относится и триптих «Воздвижение креста» и многие другие. Этой, воистину знаковой работой, Рубенс заявляет о себе, как о вполне самобытном художнике, но все еще находящимся под некоторым влиянием великих итальянских мастеров и учителей — Караваджо и Якопо Тинторетто.

Картина приковывает взгляд с первого мгновенья — фигурой Христа, упавшей на плечо головой, смещением тела и словно остановившегося на один краткий миг, перед тем как опустится в руки Апостола Иоанна. По замыслу автора, умерщвленное тело Сына Божьего — свинцово-серое, как мраморная статуя, на ярко-белом фоне погребального савана, «вливается» в ярко-красные, жизнеутверждающие одежды любимого ученика — Иоанна. Стоящий на лестнице и уже теряющий равновесие старец, словно воспаряющий вверх, уже выпустил тело из своих рук, а второй старец — Иосиф Аримафейский еще удерживает под руку Спасителя.

Коленопреклоненная Мария Магдалина готова принять ноги Иисуса, те самые ноги Учителя, которые она еще совсем недавно вытирала своими волосами и смазывала благовониями. С белым, как саван, лицом стоит Богоматерь, протянув к Сыну ладонь руки, чтобы принять его. Ее страдания понятны и близки каждому, любящему Христа. При всей реалистичной «тяжести» происходящего, в картине нет показного «драматизма», нет театральных криков, жестов, нет даже слез. Испытывая на себе влияние Караваджо, с его подчеркнуто резким контрастом света и тени, Рубенс в своей работе все же освобождается от «подражания итальянцам» и пишет палитрой светло-серых, розовато-зеленых и янтарных красок у женских фигур, и более традиционных красных и охристых у мужчин. Композиция центральной части триптиха выстроена по диагонали: справа — налево и сверху — вниз.

Темный фон уходящего дня контрастирует с ярким, бело-красным пятном центральных фигур — Христа, Апостола Иоанна, головы и рук Марии Магдалины. Окружение вокруг Иисуса Христа образует стройное, взаимосвязанное, торжественное действо. Внизу картины, на переднем плане в правом углу, как символы страдания Христа изображены: страница из Писания, омытые гвозди и терновый венец в тазу с водой. Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.