Тропинин, пребывая в качестве крепостного, был дворовым человеком. Считается, что дворовые люди имели к крестьянскому миру довольно далекое отношение и, «испорченные» барской близостью и людской, уже не вполне понимали его. Между тем, тропининские «крестьяне» опровергают этот взгляд.
Отметим сразу, что и в этой области интерес художника к представителям «низкого звания» формировался во многом благодаря наставлениям профессора С. Щукина, в своем портретном классе без устали задававшего ученические темы вроде «Русская крестьянская свадьба» или «Ворожба на картах». Но и сама жизнь Тропинина, запертого в украинском имении графа И. Маркова, особых альтернатив не предлагала — за исключением прямой «живописной» работы на своих хозяев по их заказам, ему, за неимением другой «натуры», оставалось изображать лишь крестьян. Таким образом, Тропинин встал у истоков «народного» искусства в каком-то отношении поневоле.
Впрочем, писал он крестьян с удовольствием, находя особо теплые нотки для подобных работ — таких, как «Старик ямщик, опирающийся на кнутовище» или «Старик, обстругивающий костыль», 1830-е. Кстати, датировки этих произведений недвусмысленно указывают на то, что интерес к крестьянскому миру художник сохранил и на свободе.