Св. Лука, рисующий Мадонну — Рогир ван дер Вейден

Св. Лука, рисующий Мадонну — Рогир ван дер Вейден

Св. Лука, рисующий Мадонну   Рогир ван дер Вейден

Сюжет заимствован из легенды греческого происхождения (VI в.), согласно которой св. Лука был первым, кто написал портрет Богоматери. На этом основании художники считали его своим покровителем и во многих городах существовала гильдия художников, гильдия Св. Луки.

В картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Слева у подножия трона сидит Мадонна, которая кормит грудью младенца Христа. Трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной, украшен скульптурными фигурками Адама и Евы, что должно напомнить о первородном грехе, который искупили Христос и Мария.

Напротив Мадонны, почтительно преклонив колени, запечатлевает ее облик св. Лука. Художник сумел показать внутреннее состояние человека, связанное с конкретной ситуацией: трепетное благоговение и сосредоточенность художника в момент творческого процесса. За спиной св. Луки через приоткрытую дверь видны бык и книга — его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия. Здесь многое типично для излюбленных нидерландцами композиций: хотя бы далевая панорама города и канала, написанная так мелко, нежно и тщательно, с двумя задумчивыми человеческими фигурками на мосту.

Но самое замечательное — лицо и руки Луки, пишущего мадонну «с натуры». У него особенное выражение — бережно и трепетно внемлющее выражение человека, который весь ушел в созерцание. Так смотрели на натуру старые нидерландские мастера. Некоторые ученые предполагают, что лицо Луки — автопортрет художника. Есть несколько версий этой живописи в музеях Бостона и Мюнхена.