Икона Богоматери Одигитрии, местная в верхнем приделе Благовещенского собора, в честь собора Архистратига Гавриила; высотой она 1 аршин, шириной 13 вершков. Судя по рисунку и колориту, пошиб ее московских царских иконописцев. Умильное лицо Богоматери продолговатее и юнее, чем на других иконах, здесь изображенных; на челе и на правом плече ее две звезды, третья закрыта Спасителем, коего она держит на руках.
У Предвечного Младенца одна рука благословляющая, в другой книжный свиток. Поля и светы иконы обложены серебряным басменным окладом, какой уцелел на всем иконостасе от хищения неприятелей в 1812 г. Венцы на Богоматери и Спасителе чеканные серебряные, золоченые, с самоцветными каменьями. В описи Благовещенского собора, сделанной по указу царя Федора Алексеевича в 1680 г., эта икона значится в числе местных главного престола; с нее там находятся два списка, один с чудесами позади левого столпа. По указанию описи, она была в серебряном вызолоченном окладе с чеканными цатами, с убрусом и ожерельем жемчужным; сверх того, украшена лазоревыми яхонтами, суровиками и бирюзами в венцах и гнездах.
Около образа были написаны двадцать четыре праздника Господских и Богородичных. Эта икона есть точный список со Смоленского чудотворного образа Богоматери Одигитрии, который, по преданию, есть первонаписанный евангелистом Лукой. В 1404 г. принесенный в Москву последним князем Смоленским Юрием Святославичем, он поставлен был в Благовещенском соборе на правой стороне от царских врат на поклоне. Через полвека святыня сия ходатайством епископа Мисаила и граждан смоленских возвращена была в свою отчизну. Великий князь Василий Темный со святителем Ионой провожал ее до самого Дорогомилова, и в память сего события учрежден 28 июля крестный ход в основанный им Новодевичий монастырь.
По отпуске сего образа, великий князь, как гласит летопись, «повеле ину в тоя место писати, снем меру с нее и образ назнаменова». С того времени начали распространяться в Московском государстве списки с Одигитрии. Когда ужасный пожар 1547 г. истребил в соборах и церквях кремлевских множество св. икон, тогда, вероятно, не сохранился и древнейший список с образа Смоленской Богоматери; но судьба его подлинника связана была с судьбами Москвы и Смоленска.
По присоединении последнего к первой, чудотворная икона Одигитрии снова принесена была архиепископом Варсонофием Еропкиным в столицу России для поновления в 1669 г. По всей вероятности, при этом случае сделан был описываемый нами снимок. Когда Смоленск взят был Наполеоном, тогда заветная святыня, сопутствовавшая русскому воинству, снова посетила Москву, обреченную в то время на жертву за Россию.