Написанная в 1893 году картина «Вампир» входит в цикл «Фриз жизни», над которым мастер работал в 1890-1900 годах. На ее основе Мунк соpдаст несколько десятков гравюр — настолько «колоритным» покажется ему образ главного персонажа. В целом же, цикл «Фриз жизни», как писал сам мастер, — «это поэма о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Счастье и Горе, Покое и Страхе». Один из друзей Мунка, свидетель всех этапов создания «Фриза», вспомнил, что художник придумал композицию «Вампира» за несколько минут, а воплотил свой замысел «буквально за пару дней».
По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номере «Lа Revue Blanche», в котором, стремясь подогреть интерес публики к новой картине мастера, приводит несколько строк «белого» стиха собственного сочинения: «Золотым дождем волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Но несчастен ли он? Или он молил ее об этой последней ласке — ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью и небытием? Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением — пусть и мгновенным — того, что ты любишь и любим?».
Пряди золотистых волос символизируют, как в статье Стриндберга, так и в картине Мунка, узы, связывающие влюбленных. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей кровь из его шеи. Эта сцена является воплощением амбивалентного представления о женщине как о существе желанном и опасном, которое было особенно популярно у символистов конца XIX века. Рыжие волосы женщины привлекают внимание зрителя, но не могут отвлечь его от мыслей о жертве; мужчина кажется изолированным от окружающего мира, точнее, он словно растворяется в небытии — Мунк подчеркивает это слиянием его темной одежды с фоном картины.