Гавр — родина Клода Моне, где художник провел все свое детство, а с 1860 года покинул это местечко и больше никогда не возвращался туда, пожалуй, только, в гости к родственникам и для этюдов. Так, в 1874 году, Моне вернулся в Гавр и написал полотно с точным географическим названием «Вид на старую гавань в Гавре».
Картина получилась очень оживленной, можно сказать, живой, благодаря сюжету. Это вид на то место, где снует много отдыхающих и простых жителей. Здесь шумно и жизнь течет по своим законам. Вид разделен на два мира — удрученный и задымленный горизонт с жилыми постройками и такой солнечный, чистый гладкий берег, вымощенный камнем, с асфальтом, с солнечными бликами на желтой плоскости. Та часть, где серые дома тулятся друг к другу, словно спит. Здесь же, где солнце и песок, все слишком бодро и весело. Интересное противопоставление серого города речному причалу. Таким же кажется и использование красок — серых, дымных, холодных вдалеке и спелых, светлых, сахарных на первом плане.
Даже характер письма отличается интенсивностью и темпераментом. Обратите внимание, какой глянец пристани, и насколько запутана вязь мазков жилой части.
Интересен ракурс, с которого писал автор. Моне изобразил картину, глядя сверху вниз на гавань. Поэтому люди кажутся такими маленькими и смешными, а плоскость земли занимает почти все пространство холста. Кусок реки ворвался острым клином в берег, он холодный и почти чистый, он не заполнен лишними деталями, но уравновешен с остальной частью работы благодаря разбросанным по реке судам.
Несмотря на грустный дальний план и холодные краски, гавань источает тепло и теплую палитру солнечного дня с длинными тенями от бегущих прохожих. Видимо, это послеполуденное время, когда солнце начинает уходить из зенита, укрупняя тени, размывая резкость деталей, помещая день в сумерки.