Первая самостоятельная картина Сурикова. Она была написана в первый год учебы в Академии Художеств, но вне академических занятий. В этой картине художник воплотил свои первые впечатления от столицы, пораженный ее красотой. Он точно прочувствовал пропорции Сенатской площади и превосходно справился с трудной передачей двойного освещения — луны и газовых фонарей.
На переднем плане — памятник «Медный всадник». На заднем плане — огромный силуэт Исаакиевского собора на фоне морозной петербургской ночи. По композиции эта картина — почти точная копия произведения художника М. Воробьева «Исаакиевский собор и памятник Петру I».
В композиции картины выделяется 2 основных оси, перекрещенных в виде наклоненного Андреевского креста. Вертикальная ось — «Луна — извозчик», горизонтальная ось — «Медный всадник — Купол собора». Третью, второстепенную, ось образуют фигуры пешеходов и упряжки, движущиеся вглубь среднего плана. Благодаря ей центр картины — самый динамичный и реалистичный. Движение фигур в нем — настоящий противовес иллюзорной динамике Петра на коне и величавой статичности Исаакиевского собора.
Белый снег на переднем плане сияет отражением лунного света. Он составляет яркий контраст с темным силуэтом собора, находящимся в дальней плоскости фона.
Полотно демонстрирует любовь художника к красивейшему из городов и стремление подняться над суетой человеческих страстей во имя прекрасного — искусства.