Творчество Виктора Борисова-Мусатова стоит особняком среди работ других художников конца 19 — начала 20 столетия за счет попытки создания какого-то очень личного, интимного мира на своих картинах. Его произведения не описывают эпоху — они рассказывают о жизни художника, порой полностью игнорируя бытие и исторические элементы, они полны меланхолии и тоски об ушедшем.
Замысел картины «Водоем» к Борисову-Мусатову пришел в поместье князей Прозоровских-Голицыных, где он отдыхал летом 1902 года. Возле маленького пруда изображена сидящая женщина — это горячо любимая жена художника, хрупкая фигура в накидке, стоящая рядом — его сестра. В воде очень четко отражаются облака, словно застывшие в голубом небе, тени таких же неподвижных деревьев — все полотно наполнено глубокой звенящей тишиной, которая заставляет человека почувствовать и свое величие, и ничтожность.
Картина Борисова-Мусатова «Водоем» очень впечатлила критиков, художников, да и всех современников живописца своей внутренней поэзией, скрытой за масляными мазками. Прекрасная работа, поражающая бархатом красок, четкостью передачи неба, листвы деревьев, тихой глади пруда. Женщина в синем платье — жена художника — центральный цветовой и композиционный элемент картины: сочный яркий синий цвет ее платья определяет цветовой строй и настроение всего произведения.