Шагал был вынужден довольно часто отвечать на вопрос, почему же в его картине нередко встречается скрипач, танцующий на крыше, при этом живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Однако если говорить серьезно, музицирующий скрипач в творчестве Шагала лейтмотив устойчивый и постоянный.
Критики склонны припоминать еврейское происхождение автора — музыкант-скрипач в традиционной культуре сопровождает все этапы жизни еврейской семьи, хотя прочие трактуют зеленого скрипача более эфемерно, как символ перерождения человека через искусство. Так или иначе, представленная работа является одной из знаковых, особенно по композиции: это сложная полифония, где сливаются воедино разные планы, образы и сюжеты. Главный герой выделяется не только своим размером, но и цветовым решением — зеленое лицо, темно-синие волосы и борода, яркая желто-красная скрипка в руках. На него завороженно взирают два юноши.
Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи — Шагал представил все смены года, от зеленого лета до снежной зимы. Все в этой работе достойно эпитета «слишком» — слишком насыщенные цвета, слишком необычайный сюжет, чересчур колоритный персонаж, но в этом и главная сила картины, ее динамика и мощная энергетика.