Николай Константинович ощущал свою эпоху как эпоху коренных исторических перемен. В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 г. с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний». Над объятой пламенем землей, в багряных облаках — апокалиптический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.
Это произведение Рериха отличается напряженной эмоциональностью, использованием большого количества выразительных средств, в числе которых контурный рисунок и локальные контрастные тона. «Ангелу последнему» присущ также усложненный аллегоризм замысла.
Почти одновременно с картиной «Ангел последний» появляется полотно «Меч мужества» . Ангел принес меч спящей у врат замка страже. Пришел срок во всеоружии встретить врага.
В 1914 г. Рерихом создается плакат «Враг рода человеческого», в котором он клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе. Плакат был разослан по армиям и военным зонам. Художник обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
Николай Константинович был деятелем международного масштаба. В поисках синтеза лучших завоеваний русской, западноевропейской и восточной мысли Рерих оставался русским по складу ума, идеалам, которые сложились у него на родине и которые он пронес через всю жизнь.