Уже менее чем через год после создания своего знаменитого «Желтого Христа», Поль Гоген снова обращается к этой теме, написав автопортрет на фоне этой философской картины.
Изучая творчество мастера можно заметить его неустанное стремление к новой трактовке привычного жанра, путем объединения и смешения различных стилистических черт. В этом ряду достаточно вспомнить его натюрморт с профилем Шарля Лаваля или же автопортрет в стиле «Отверженные» Гюго.
Автопортрет с Желтым Христом можно отнести к работе, объединяющей жанр автопортрета, бытовой сцены и религиозной живописи.
Исследователи жизни и творчества Гогена отмечают, что многие его автопортреты, особенно те, которые эксплуатируют в той или иной степени религиозную тематику, являются своеобразной аллегорией, которая демонстрирует душевное одиночество и внутренние терзания живописца. Гоген не раз изображал себя в образе Христа, а в этой работе он расположился подле него.
Здесь лицо Гогена сурово и сосредоточено — внимательные глаза, узкая бородка, усы. Зритель невольно начинает сравнивать лицо художника с лицом Христа в желтом цвете, находя при этом явные сходства.
Как это по импрессионистски, оставлять чуть уловимые намеки и двойные прочтения! Вот и теперь, глядя на этот автопортрет многие могут усмотреть скрытый подтекст — художник-импрессионист обречен на мученичество и скитание аки Христос.
Как обычно в картине Поля Гогена яркая палитра, преобладание чистых цветов и четкая линия. Такое стремление к декоративности и красочности с ходом времени лишь усилится, особенно в экзотических полинезийских полотнах.