Картина голландского художника Яна Вермеера Делфтского «Дама и ее служанка с письмом». Размер картины 89,5 х 78 см, холст, масло. В конце 1660-х годов Вермеер написал несколько картин, посвященных получению и отправке посланий. Эта картина кажется продолжением картины «Девушка, пишущая письмо».
Композиция почти та же — стол, покрытый синей скатертью, шкатулка, письменный прибор, на модели тот же желтый жакет с горностаевой опушкой. Но появился второй персонаж — служанка, и картина становится менее статичной. Хозяйка, сидящая за столом, подняла правую руку к подбородку, и смотрит на служанку, держащую в руке письмо. Зритель видит только ее профиль, зато может рассмотреть сложную прическу, украшенную жемчужной ниткой. Жемчужная сережка и жемчуг на шее дополняют наряд. Желтый жакет выписан очень тщательно, складки ткани на рукаве выглядят настолько естественно, что можно восстановить его выкройку.
Яркий желтый цвет притягивает взгляд. Но затем, следуя направлению взгляда хозяйки, взгляд зрителя перемещается к служанке. Ее скромное коричневое платье с белой рубашкой позволяют не отвлекаться от выражения ее лица. Она что-то спрашивает у своей хозяйки, протягивая ей письмо. Этот жест опять возвращает зрителя к даме в желтом жакете.
В левой руке она держит перо, видимо, она или только что дописала письмо или только собиралась его написать, когда неожиданно пришло послание. В любом случае в картине изображен живой диалог, и темный фон, необычный для Вермеера, позволяет сконцентрировать взгляд на фигурах. Из-за этого темного фона картина считается незаконченной, но, скорее всего, Вермеер просто отдал дань школе Рембрандта. Картина довольно большая, женщины изображены с близкого расстояния, что тоже скорее является исключением для работ художника.
Цветовое решение тоже не совсем обычно. Лиловая тень на левой руке служанки кажется совершенно естественной на фоне ее синего передника. Складки синей скатерти на столе тоже имеют тот же лиловый оттенок.