Родившийся в живописном крымском городе Феодосии на берегах Черноморья, Иван Айвазовский привык к раздолью волн и к шуму прибоя. В Академии художеств не отличался мастерством в портретном рисунке, а был зачислен в пейзажный класс и пейзажи.
Море занимало все его воображение, и ему удавалось изображать стихию изумительно и быстро. В те времена фотография была редкостью и дорогим удовольствием, поэтому живописцы правдоподобно изображали натурные свойства природы.
Художники были востребованы в любом ведомстве, особенно в военном. Написанные Айвазовским картины были приравнены по статусу к важным документам. Художник имел феноменальную фотографическую память, а многие картины писал по воображению и памяти.
Один из вариантов Дарьяльского ущелья в данном контексте написан в 1868 году и выполнен маслом. На холсте изображено ущелье Кавказского хребта на пересечении Грузии и России на реке Терек, где главной героиней сюжета выступает яркая луна.
Вершины Казбека возвышаются над руслом реки на протяжении 3 километров, а внизу важный узел, где пролегает военная дорога и носит древнее географическое название «Ворота Кавказа».
В величественном пейзаже запечатлено чудо гор с отвесными скалами и одиночеством луны, освещающей грозный сумрак ночи. Важную границу между государствами успел увидеть во время своего военного похода к берегам Кавказа. Горный пейзаж наполнен грустью и отрешенностью, выглядит монументально и неповторимо.
За свою жизнь Иван Айвазовский написал 6000 пейзажей, а деньги от выручки картин тратил на благотворительные цели. В настоящее время полотно «Дарьяльское ущелье» хранится в Ереване, в Национальной галерее.