По своей сути, картина «Георгий Победоносец» является иконой: сюжет, композиция, некоторые детали. Несмотря на это, Серов нарушает все канонические правила иконографии. Его работа наполнена реализмом, эмоциональностью, действием. Перед зрителем предстает канонический сюжет о победе Святого Георгия над змеем.
На темном, почти черном фоне выделяется лишь конь героя, мастерски изображенный Серовым. Перед нами кульминация боя — поражение змея. Сам Георгий Победоносец изображен очень миниатюрным, хрупким. В нем нет ничего от богатыря, силача или героя. Это скорее Дон Кихот, судя по его шлему и рыцарским доспехам. В руке святого всадника длинное копье, окрашенное в красный цвет.
Копье одним концом поражает змея, а другим упирается в черное небо. Художник тем самым желает сказать, что лишь помощь Божья помогла Святому Георгию одержать победу. Он лишь орудие в руках Господних. Исход битвы предрешен, однако бой еще не закончен. Художник дает возможность зрителю домыслить финал самостоятельно. Судя по всему, перед нами лишь эскиз, набросок. Но это ничуть не уменьшает впечатления от работы.