В золотисто-коричневых насыщенных тонах им была написана картина «Строят город» — гимн труду и творческому созиданию. На холме, окруженном рекой, возводились укрепления, стены и башни. Кипела работа. Группы людей в белых холщовых рубахах были объединены ритмом дружного труда. Произведение отличает крепкий рисунок и горячий колорит, в нем ясно чувствуется бодрое и жизнеутверждающее начало.
Накануне выставки художников объединения «Мир искусства» в 1902 году Рерих композиционно перестроил картину. Художественный критик Сергей Дягилев, заставший его за этой работой, уговорил не делать больше ни одного мазка. Полотно так и осталось без тщательной отделки, похожим на большой этюд. Но благодаря этому у зрителя создавалось впечатление достоверности, будто автор писал с натуры, будто на его глазах росли стены и башни, а он спешно наносил увиденное на холст.
Столичная пресса встретила «Город строят» недоброжелательно, даже Владимир Стасов впервые публично раскритиковал картину. Зато похвалы Василия Сурикова чуть не до слез тронули художника, а по настоянию Валентина Серова произведение было приобретено для Третьяковской галереи.
Вот что писал об этой картине художник: «…Картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным». «Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный!» «Там, где строят — там не разрушают».
Каждое строение есть умножение блага. «Когда постройка идет — все идет» «Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет, — сказала Наталия Дмитриевна Спирина, — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти… а строящие ради общего блага».