В доме Вермеера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь «Искусство живописи». С этим полотном Вермеер не расставался до самой своей смерти.
Композиция картины построена таким образом, будто зритель только что отдернул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Труба в руках женщины и лавровый венок на ее голове ранее объяснялись как символы славы, ожидающей живописца, который работает в историческом жанре.
Сейчас присутствие Клио принято интерпретировать таким образом: Вермеер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остается в веках. Художник в «Искусстве живописи» одет в костюм XV века, что отсылает нас к эпохе Возрождения. Но на стене висит карта XVII столетия. Католическая Фландрия отделена на ней от протестантской Голландии глубокой складкой. Эта складка говорит о том, что Вермеер болезненно воспринимал разделение родной страны. Как и многие современные ему художники, Ян Вермеер пользовался камерой-обскурой.
В те времена это приспособление было очень популярно среди живописцев, поскольку позволяло быстро и точно перевести изображение на холст. Но — что удивительно — Вермеер использовал камеру-обскуру вовсе не для этого. Говоря по совести, историки искусства не слишком хорошо представляют, для чего именно нужна была Вермееру камера-обскура, хотя и не сомневаются в том, что он активно работал с нею. Предполагается, что она помогала художнику выстраивать композицию картины. Или же — что еще более вероятно, учитывая неизбывный интерес художника к игре света, — «участвовала» в создании оптических эффектов, которых много в картинах Вермеера.
Среди эффектов, создаваемых камерой-обскурой, можно назвать некоторое «замутнение» очертаний предметов, находящихся на переднем плане, а также возникновение своеобразных световых ореолов вокруг блестящих предметов. Подобный эффект мы можем наблюдать и в «Искусстве живописи» .