Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу.
Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего. По одной из теорий, первоначально «Сивилла» — личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится как «божья воля». Сивилла Ливийская — упрекающая людей в поклонении и служении идолам, путешествовала в Самосе и Дельфах.
Сивилла называется Либика, Ливианина, или Ливийская, потому что была из Ливии, которая является третьей частью вселенной, называемой латинянами Африкой, а ныне у турков именуется Варварией. Была она среднего роста и весьма черная, и всегда носила в руке масличную ветвь. На свитке у статуи Ливийской сивиллы в Летнем Саду надпись: «REGNABIT DEUS IN MISERICORDIA», что означает — «Господь воцарится в милосердии». Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции.
По словам биографа живописцев Вазари «…прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя».