Жан Огюст Доминик Энгр — один из крупнейших портретистов XIX в. Однако сам художник не считал портрет главным жанром в своем творчестве. Его гораздо больше увлекала работа над историко-мифологи-ческими, религиозными композициями. Тем не менее именно портрет прославил художника. Первые навыки в живописи Энгр получил у своего отца — миниатюриста и скульптора.
Затем он поступил в Королевскую Академию в Тулузе и с 1797 работал в мастерской Ж. Л. Давида. Энгр был одаренным музыкантом, и его чувство гармонии находило отражение в живописных произведениях, в создании удивительно пластичных, одухотворенных образов. Портреты художника наполнены восхищением перед моделью и стремлением к глубокому постижению сути характера. В каждом образе есть тонко подмеченная и тактично запечатленная красота.
Работая над портретом, мастер буквально «влюблялся» в свою модель и дарил это чувство зрителям. Портрет мадемуазель Ривьер — известное произведение мастера, выполненное в стилистике Леонардо да Винчи: слегка развернутая к зрителю поза, загадочная улыбка. Но переданная эмоциональность образа позволяет говорить о психологизме и проникновении в характер модели. Другие известные произведения: «Портрет Н. Д. Гурьева». 1821. Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр, Париж; «Турецкая баня». 1863. Лувр, Париж; «Большая одалиска». 1814. Лувр, Париж.