Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные, «деревянные» камзольчики и тяжелые платьица, дети на картинах мастера все равно выглядят непосредственными и подвижными. Работая над детским портретом, Шарден предпочитал изображать ребенка «в действии», занятым каким-либо делом. Выставляя детские портреты, он, опять-таки, называл их обыкновенно не «портретами», а жанровыми сценами.
Подобных «сцен» в творческом наследии Шардена предостаточно. К ним можно отнести, например, картину «Мальчик с юлой». Она была показана в Салоне 1738 года и сразу же стала столь популярна, что художник написал еще несколько работ, варьирующих тему игры мальчика с волчком. Вверху вы можете видеть копию «Мальчика с юлой», сделанную автором в 1741 году.
Неизменным спросом пользовались и гравюры с шарденовских детских портретов, как правило, снабжавшиеся подписью морализаторского содержания. Так, на гравюре, сделанной с «Мальчика с юлой», читаем: «Отдавая себя всецело в руки Судьбы, человек превращается в бесконечно крутящийся волчок» . Нужно ли говорить, что Шарден не имел никакого отношения к моральным сентенциям этого рода? На следующей странице помещена картина «Девочка с воланом» , написанная мастером в пару к «Карточному домику».
Этот портрет маленькой барышни, разрумянившейся от игры в волан, несомненно, принадлежит к числу шедевров французской жанровой живописи XVIII столетия. Замечательны также «воспитательные картины» Шардена, к которым относится, в частности, «Молитва перед обедом», где художник ясно высказывает свою точку зрения на проблему «воспитания добрых нравов», так заботившую философов того времени.