Давид — основоположник французского неоклассицизма, художественно переосмысливший стандарты классицизма и обновивший их в соответствии с эпохой. Пламенный революционер, сторонник французской революции, преданный Наполеону и считавший, что тот способен дать миру то, что ему так необходимо.
«Наполеон на перевале Сен-Бернард» — картина постановочная полностью. Она написана не для того, чтобы передать историческую данность и напомнить, как все было — она создана, чтобы еще больше возвеличить Наполеона, придать его образу блеска. Конь взвился на дыбы. Реет плащ на ветру.
Царственным жестом Наполеон указывает вперед, туда, куда должна прийти его армия. Под копытами коня, на камнях, которые походи больше не пьедестал, выбиты имена — «Ганнибал», «»Карл Великий» и «Наполеон» — великие полководцы, которые шли этим путем.
Торжественность и пафос картины обусловлены ее целью. Она должна быть такой, потому что на ней Наполеон должен быть грозным исполином, завоевателем, перед которым склонились короли и страны.
На самом же деле все было немного не так. Наполеон захватывал Италию, это верно. Он добирался до нее именно через перевал Сен-Бернард, потому что оттуда его ждали меньше всего. Никому не приходило в голову, что он поведет свои войска через перевалы. Но никакой торжественности в этом не было — напротив. Войско тонуло в снегах. Пушки, снятые с колес, тянули на санях люди — никакой скот не выдержал бы подобной погоды. Многие солдаты погибли от холода.
Сам Наполеон однажды чуть не умер — мул оступился на крутом склоне и полководец едва не полетел в пропасть. Это был великий поход, и картина Давида показывает его внутреннюю суть, пряча за театральностью задников, за яростностью облаков, то, как много крови и обмороженных людей оставил Наполеон на том перевале.