Поклонение Младенцу (Семя Давидово) — Уильям Майкл Россетти

Поклонение Младенцу (Семя Давидово) — Уильям Майкл Россетти

SHAPE \* MERGEFORMAT Поклонение Младенцу (Семя Давидово)   Уильям Майкл Россетти

С конца 1850-х годов Россетти написал ряд картин на религиозные сюжеты, отчасти будучи вдохновлен заказом на роспись алтаря в Ландаффском соборе от архитектора Джона П. Седдона; эта акварель и стала первым эскизом предполагаемой росписи. В письме к американскому критику Чарльзу Элиоту Нортону в 1858 году Россетти объяснял свой замысел триптиха под названием «Семя Давидово»:

На боковых створках я написал Давида как Пастыря и Давида как Царя — предка Иисуса, который одновременно символизирует собою тех царя и пастуха, что явились поклониться Младенцу Христу.

Изначально предполагалось, что обрамлением для центральной сцены «Поклонения» послужат изображения царя Давида и апостола Павла, но, сочтя такой сюжет слишком «папистским», Россетти заменил его на более демократичные образы. «Семя Давидово» — одно из немногих произведений прерафаэлитов на религиозную тему, созданное непосредственно для церкви; большинство подобных картин предназначалось для публичных выставок и было продано частным лицам.

Композиция «Поклонения» основана на заказанной Рескином сцене Рождества Христова в 1855 году. Россетти счел законченную работу одним из лучших своих произведений, но критик нашел, к чему придраться, и Россетти был вынужден внести серьезные изменения. Тем не менее эта работа послужила художнику моделью для центральной части алтаря. Крылатый ангел с чертами Элизабет Сиддал входит в хлев, где только что был рожден Иисус. Пастух целует руку Христа: его примеру почтительно следует царь, признавая главенство Младенца. Ангелы заглядывают в окна и смотрят вниз со стропил на исполненную мистического смысла сцену.

Триптих «Семя Давидово» мало похож на этот эскиз. Ангелы заполнили все помещение; поменялось расположение фигур. В центральной части тонкие и нежные черты Сиддал заменила более монументальная телесность Джейн Моррис. Богатая цветовая палитра и тесная постановка фигур отражают влияние венецианского искусства в частности, которое к концу 1850 года заменило ранние предпочтения Россетти в том, что касается художников флорентийского и сиенского Кватроченто, таких как Сандро Боттичелли и Ян ван Эйк.