Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой не относится к числу работ, к которым было приковано пристальное внимание исследователей. Последний раз он экспонировался в Москве в 1914 году на посмертной выставке Валентина Александровича Серова. Несколько лет находился в частном собрании у наследников, откуда попал в ГМФ, а в 1925 году был передан в коллекцию Краснодарского краевого художественного музея имени А. В. Луначарского. О художественных достоинствах портрета можно судить лишь по редким воспроизведениям.
Он, естественно вписываясь в круг поздних произведений Серова, объединенных новыми художественными задачами, представляет несомненный интерес для исследователей творчества мастера. Елизавета Алексеевна Красильщикова — представительница богатой московской купеческой семьи, владевшая хлопчатобумажной мануфактурой «Товарищество Анны Красильщиковой с сыновьями» в Костромской губернии, унаследовала после смерти мужа огромное состояние. Она была личностью своенравной, властной, но пользующейся громадным успехом в обществе.
Такая модель как нельзя лучше подходила для создания светского парадного портрета. Портрет Е. А. Красильщиковой — одна из самых больших заказных работ Серова. Форматом и самой постановкой модели он напоминает знаменитые портреты М. А. Морозова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой. Фигура Красильщиковой дана в рост крупным планом. Особое внимание уделяется позе и жесту. В трактовке образа чувствуется претензия модели на светскость, апломб европеизированного московского купечества начала XX века. Художник, по-видимому, был расположен к модели, делая в портрете акцент на ее внешнюю привлекательность, женственность и очарование. Решая большую живописную задачу, Серов изображает конкретный характер.
«Портрет Е. А. Красильщиковой» — одно из немногих произведений В. А. Серова, написанных в этом жанре в технике пастели. Матово-бархатистой пыльцой он передает и живые краски лица, и невесомый газ платья, и пронзительные искры бриллиантов, и глубину черного пятна шали. Поверхность холста будто соткана из жемчужно-серых, розовых, зеленоватых, золотистых, белых и черных разнофактурных нитей. Используя оттенки изысканных тонов, Серов создал богатейшую колористическую гамму портрета. Использованы материалы книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко» [ Белый город, 2003 ]