На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. Это позволило художнику внести новые качества в открытую им форму лирического портрета.
К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра.
Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
Хотя замысел этой картины близок идеям сентиментализма, показывая идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, все же он несет в себе значительный элемент новизны: в основу его поло жен мотив активного действия. В соответствии с ним и характеры девушек уже не скрыты тенью неопределенной мечтательности: в них больше конкретности и естественности.
Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности. Новое проявляется и в объемно-пластической трактовке формы: художник пользуется нехарактерным для него прежде светотеневым контрастом в лицах. Колорит портрета построен на противопоставлении сближенных тонов, без применения рефлексов.
По-прежнему мягки сочетания серого с розовым, жемчужно-белым, несколько озвученные ярким цветом гитары. Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.