Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа — олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.
Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа, изображен Босхом в картине «Распятие Христа». Босху пришлось сдерживать свою фантазию для того, чтобы добиться на картине эффекта торжественной благочестивости. Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем.
Природа выступает у Босха в двух качествах: это либо фантастический пейзаж, либо вполне конкретный, как этот, который исследователи считают видом Хертогенбоса. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. И везде, как муравьи, на фоне величия природы копошатся человечки, снуют туда-сюда, одержимые бренными, суетными мыслями и желаниями.
У Босха, как и у многих мастеров раннего Возрождения, очень резок масштабный контраст между передним планом и дальним; согласно законам линейной перспективы, сокращение по мере удаления от глаза зрителя должно происходить более плавно. Но чем меньше ландшафт связан с основным изображением, тем гармоничнее пребывает он в самом себе. А вот секреты воздушной перспективы художнику хорошо известны: он не только изображает дали голубыми, но и окутывает удаленные предметы дымкой, скрадывающей их очертания.